В деле православного воспитания ребенка-дошкольника большое значение имеют приобщение его к духовным и нравственным ценностям, церковным Таинствам, присутствие на богослужениях, посещение воскресной школы, а так же соработничество педагогического коллектива и семьи в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и дошкольное учреждение не заменяли, а дополняли друг друга).
Детство - время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Важно, чтобы эти первые впечатления раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Особенно необходимо соблюдать принцип непрерывности и преемственности в воспитании дошкольников.
Дошкольный возраст важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе, в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладываются именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и они сами.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. А православие и христианство составляют культурообразующую основу русского народа, его духовного облика и менталитета. Поэтому необходимо подчеркнуть взаимосвязь нравственного и духовного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста как части целого.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием морально - этических основ личности, где ставилась основная цель – воспитать ребёнка мыслящим, дружелюбным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Педагоги вместе с родителями должны дать детям определённые ориентиры, ценности, которые служили бы им своеобразным компасом в жизни.
Духовное богатство и благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей-дошкольников, от их духовно – нравственного здоровья.
Надо воспитывать в детях духовное отношение к Богу, к миру и к человеку, как творению Божьему для того, чтобы они могли определить свое место в мире и назначение в нем.
Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божьем, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальные, нравственно умозрительное и практическое. Исторический раздел программы будет представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой. Важно познакомить детей с устройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме передающие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Очень важно ввести ребенка в координаты высших нравственных ценностей, задать алгоритмы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы, а также организация такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию.
«Духовно – нравственное воспитание» программа по дополнительному образованию познавательной направленности
в старшей разновозрастной группе на 2020-2021 учебный год http://izodou37.ucoz.net/programma_po_dukhovno-nravstvennomu_vospitaniju.d
Отчет о реализации парциальной программы «духовно нравственного развития детей старшего дошкольного возраста http://izodou37.ucoz.net/otchet_za_2020-2021_god.docx
С целью ознакомления детей с особенностями праздника с точки зрения православия, воспитание любви к народным традициям, желания участвовать в праздниках в старшей разновозрастной группе в марте 2021 года проведено мероприятие "Сударыня масленица..."
11 июня 2021 года с воспитанниками старшего дошкольного возраста было проведено мероприятие "Наша Родина - Россия". На данном мероприятии дети получили представления о России как стране, в которой они живут, её природе, людях, святынях, исторических традициях.